Главная»Саморазвитие»Духовное развитие»Критерии духовности: мысли вслух.

Критерии духовности: мысли вслух.

Автор: Арияна Ерошина

Дата: 11.12.2010

Духовность человека (картина Бориса Волчека "Восход")В последнее время это понятие — духовность человека — как-то часто стало вылезать на поверхность сознания. Очень хочется двигаться в сторону духовности… Но куда это? И как туда двигаться…, и с кем? :) Начать логично с определения критериев духовности человека. И я очень рада, что среди моих друзей есть люди, с которыми можно поразмышлять на эту тему (и многие другие)). Особенно радует, когда такой способностью — размышлять без железных шор условностей — обладают люди «взрослые» по общепринятым меркам. Наверное, это первый в этой статье критерий духовности — от меня: способность здраво рассуждать и чувствовать, не ограничивая себя привычными схемами мышления и общественными стереотипами.
На этом пока останавливаюсь, и передаю слово Борису Волчеку:

Это скорее не статья, а поток сознания на заданную тему:
Мы сейчас живем в условиях господства рыночных отношений почти во всех сферах нашей жизни. Но, они рыночные отношения, построенные по принципу: ты мне — я тебе, проникают не только в экономику, но и в отношения между людьми, что не всех устраивает. Многие люди ищут чего-то иного… И это в обществе называется духовным поиском..
Существует множество разнообразных сект, церквей, и иных групп, а так же отдельных людей, претендующих на то, что они уже что-то в этом направлении нашли, то есть, что они этой духовностью уже обладают.Духовность
Во всем этом очень трудно разобраться, а разбираться приходиться. Хотя бы потому, что подавляющее большинство авторов книг, руководителей групп считают, что только они обладают ключами к духовности, а остальные все заблуждаются. Некоторые это манифестируют грубо, некоторые тонко — типа мы единственная церковь, которая уважает всех остальных, а другие всех отрицают, а мы с вами, при этом, должны сделать вывод, они лучше других и что именно они нашли истину и.т.д.
Итак, глядя на все это, я задался вопросом, правда ли это, и как отличить духовных от бездуховных, и вообще духовный ли я? И надо ли вообще это иное искать?
И искать ответы на эти вопросы я буду применимо к самому себе, условно считая, что другого материала у меня нет.
И вот «окидываю взором» свою жизнь,- уже не мало прожито, и вижу почти сплошные страдания… Целое море страданий, в котором всплывают острова, походов, творческих вдохновений, интересных встреч, счастливых мгновений… А из чего состоит море? Болезни, лень, суета, серые будни, скука, страхи, пустословие, тщеславие…,
Почему же счастья проблески, а страдания море? Ведь я стремлюсь к счастью, к вдохновению, к красоте…
Ну что ж, посмотрим на себя – вовнутрь себя, что-то же там порождает эти страдания.
И что я вижу? Сначала просто темно, там собственно темнота. Потом глаза привыкают, и начинают мелькать какие-то узоры, огоньки, но это на поверхности. А в глубине роятся мысли, много разных мыслей: начиная с того, что хорошо бы сейчас поесть, до устройства галактики, от того, с кем я завтра встречаюсь, до маршрутов на следующее лето, причем все одновременно! Такой вот бардак внутри головы,
Критерии духовности (фото Б. Волчека)И я продолжаю наблюдать за всем этим, и рой постепенно становится прозрачней, и внимание переходит на чувства и ощущения. Я замечаю, что мне неудобно сидеть, что мне скучно и тоскливо… и мне страшно – я боюсь сойти с ума, потерять себя в этом процессе. Мне уже трудно наблюдать,… но чувства внезапно успокаиваются, страхи уходят. Потом на какое-то мгновение все замирает, и возникает чувство глубокого покоя, потом возникают уют и  радость и счастье…, потом рой мыслей опять берет свое, — я отвлекаюсь, ко мне приходит мысль – «вот оно то, что искал», и тут же суета, потом скука и – все сначала.
Иногда это не мгновение, а несколько секунд, иногда даже больше, но все равно несравнимо со временем страдания.
Почему же так происходит?
Что мне мешает погрузиться в этот источник радости и пребывать там?
Пока не ясно. Но некоторые выводы я уже могу сделать.
Где то внутри меня есть источник радости, покоя, уюта и, похоже, он почему-то почти недоступен.
И, поскольку, скорее всего, я не имею уникального внутреннего устройства, то получается, что такой источник есть в каждом человеке…
Глядя же вокруг, я вижу, что почти все по-своему несчастны, все в поисках счастья, что само по себе странно.
Я прочитал очень много книг разных авторов, но «островов радости» от этого почти не прибавилось, и время этих мгновений счастья не сильно изменилось (в детстве, когда я вообще ничего не читал, они, пожалуй, были даже больше).
Возвращаясь к своему внутреннему миру и вспоминая свою задачу, я рискну «обозвать», этот источник радости, покоя, уюта, гармонии – духом
В слове «дух», есть что-то от воздуха от полета, парения…, то есть от счастья, радости и гармонии.
Я рискну считать, что духовный человек, это тот, кто постоянно пребывает в этом источнике большей частью своего существа, а не отдельные мгновения и краешком своего сознания, как я, и он всегда во всех обстоятельствах жизни счастлив. Иначе он или совсем бездуховен или пока только движется к духу и моменты гармонии пока редки.Звёзды на небе и на земле (живопись Б. Волчека)
И как же узнать это со стороны? Как определить критерии духовности, не будучи духовным…?
Фактически, это придется сделать по одному мгновению! И я рискну …
Так как общество у нас несчастно и дисгармонично, то я смело могу считать, что оно бездуховно – просто по определению. И если принять гипотезу, что духовные люди где-то есть, то мы можем попробовать предположить их местонахождение, и первые кто нам попадутся, это те, кто сам называет себя духовными людьми, или близкими терминами – посвященные, святые, продвинутые, состоящие в различных организациях с духовными названиями и т.п.
По настоящему, духовный человек, скорее всего, должен почувствовать, гармоничен ли данный индивидуум или нет. Но я и мне подобные на это рассчитывать по разным причинам не можем, ну хотя бы потому, что обманывались уже не раз, и часто красиво говоривший и выглядевший человек оказывался на поверку несчастным страдальцем таким же, как и мы. А если это так, то принимать его, как учителя жизни, наверное, все-таки не стоит.
Похоже, нужны критерии для разума, что бы хотя бы грубо не обманываться.
Ну что ж… вернемся к тому мгновению: я счастлив, радостен, гармоничен, спокоен… о чем это может говорить? Это говорит о том, что мне в это мгновение хорошо с самим собою, у меня мир в душе — я в этот миг самодостаточен…
Духовность человека (фото автора)Из этого выводим критерий – духовным людям хорошо с самим собою всегда! Людям, реально движущимся к духу, должно быть хорошо с собою большую часть времени.
И с помощью такого критерия легко можно проверить, что из себя человек представляет, — посмотреть насколько человеку хорошо в тишине, помолчать рядом с ним и посмотреть его реакцию, Если человеку трудно сохранять тишину, он все время стремиться что то сказать, или напряженно  молчит, то вы можете расслабиться он такой же как и вы.
Так же при самодостаточности вряд ли возможно тщеславие, выпендреж. Ведь такие способы стяжания внимания счастливому человеку ни к чему – ему и так хорошо. И вряд ли у духовного человека остаются какие-либо страхи, хотя разумной осторожности ничего не препятствует.
Опять вернемся в миг счастья и даже слегка до него…перед этим мигом, ушла суета, стихли беспокойства, растворились страхи. Ну что же.. Вот вам и еще признаки,- не заметить суеты и беспокойства в человеке надо суметь, и если ваш гуру много суетится, или чего-то боится, то что-то здесь не так
Вернемся к мгновению гармонии. Когда оно посещает меня с открытыми глазами и в обществе людей, я вижу этот же источник гармонии в других людях, и ощущаю на миг их своими братьями по духу и одновременно ощущаю единство всего сущего.
Из этого можно вывести то, что духовный человек, не причиняет зла духовному движению человека, не может желать зла человеку, не может врать и лицемерить, просто потому, что это для него бессмысленно и самоубийственно, а так же относиться к кому-либо всерьез враждебно.
При этом смысл поверхностно обманывать и даже притворяться появляется, если духовный человек сталкивается с реальной опасностью и враждебно настроенными людьми, к которым он будет относиться как к больным (не имеющим связи со своим источником гармонии), хотя это не помешает относиться к их болезни как к врагу.
Таким образом, духовные качества и свойства вовсе не гарантирует человека от  настоящего враждебного отношения к нему со стороны общества. А логичнее считать, что такая враждебность ему гарантирована, так как он одним фактом своего присутствия, по идее, должен разоблачать лицемерие общества.
Поэтому, если ваш гуру, лицемерит, желает кому-то погибнуть, попасть в ад и т.п. и при этом ему ничего не угрожает, то тут что-то не так.Сантана (живопись автора)

Вот мы и нашли несколько разумных критериев…
Все что смог, я собрал из одного мгновения собственной гармонии и опыта страдания.
Достаточно ли этого?
Скорее всего, нет.
Люди — мастера притворства, особенно в случае не прямого обмана, а когда они сами обманываются насчет своего «статуса»…
Кстати, вряд ли реально духовные люди будут себя сами так называть, и не из природной скромности, а опять же из самодостаточности… Их, по идее, не должна интересовать статусность – дитя тщеславия и честолюбия.
А так же вряд ли они будут, гоняться за вами, что бы вас спасти, или агрессивно зазывать вас к себе, по причине все той же самодостаточности. Скорее всего, они легко и без сожалений отпустят вас на все четыре стороны, если вы решите покинуть их навсегда…
Вот, пожалуй, и всё, что я смог найти.
Правда у нас завис вопрос, о том, что мешает постоянно быть гармоничными, радостными и счастливыми? Может потому, что я бессознательно нарушаю какие-то законы присутствия гармонии во мне? Что это за законы?
Может быть, я когда нибудь и ими займусь…
А пока.., хоть и приведенных критериев явно недостаточно, все же те, что обнаружены, при желании помогут отсеять легионы псевдодуховных деятелей, стремящихся влезть к вам в доверие…
Кроме того, никто не мешает заняться этим дальше самостоятельно.

Продолжение, возможно, следует.

Волчек Борис.


  • Оставайтесь с нами!

    Подпишитесь на наши новые статьи:

Читайте также

Комментарии




Комментарии (11):

  • Geleosan 12.12.2010 в 11:00

    Борис, хорошо написал. Сам порой думаю на эту тему, когда сталкиваюсь с людьми считающими себя духовно развитыми, ну или развивающимися, и ставящими себя выше других.

    И самое главное тут самому себе не врать, что мол развился… Чего порой часто с людьми происходит.

  • Сайт Бориса Волчека | Сайт Бориса Волчека 12.12.2010 в 12:39

    [...] удачного самопознания и движения в эту сторону, сайте моих друзей Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте [...]

  • Михаил (loiri) 12.12.2010 в 13:22

    Интересная статья. На эти темы сам многоразмышляю, позволю себе несколько комментариев. Так скажем, сомнения в предложенных критериях духовности, но вовсе не отрицание их.
    - Самодостаточность. Человеку хорошо с самим собой и ему не особо нужен кто-то ещё. Возможно, он просто законченный эгоцентрист? Ваши страдания и метания ему по барабану? Сытый и успешный обыватель, привыкший работать на себя, рассчитывать на себя, заботиться о себе — ему хорошо с собой, он не суетится и не выпендривается (это возможно). Он духовный?
    - Тезис, что враждебность гарантирована духовному человеку, так как он разоблачает лицемерие общества — тоже спорный. Духовный человек защищён словно бы щитом внутренний силы и света. Он будет раздражать фактом существования — возможно, но лично его скорее всего будут любить сильнее и большее количество людей, чем суетного, слабого и обычного — как мы все.

    Спасибо ещё раз за статью. Михоил (Лоири)

    • Волчек Борис 25.02.2011 в 19:25

      Придется привести примеры большой любви: Рамакришна и Ауробиндо умерли от рака, Вивекананда от диабета, Ошо был отравлен в американской тюрьме. Кришнамурти испытывал всю жизнь страшные головные боли, Кастанеда умер от рака печени, Юрий Рерих от болезни сердца и это только двадцатый век и только вне религиозные представители, а есть еще распятие Христа, камень брошенный в Будду итп и тд

  • Владka 12.12.2010 в 22:48

    Понятие как духовность может истолковано тоже по разному,
    Ведь духовный человек это не только тот кто рассматривает природу, созерцает красоту чего либо.
    Духовность это то что над материей.
    А значит духовный человек , это прежде всего человек Божественного начала.
    Например Библия делит людей на плотских и духовных.
    Поэтому соотносить себя к духовным людям возможно спешить не надо.
    Так как называя себя таковым, а самому не верить в создателя Духа жизни, просто смешно.

    • Ira_Dima Eroshiny 12.12.2010 в 23:26

      Не поняла, автор коммента статью читал? Кажется, просто мысли на тему из головы…

  • Про критерии самопознания | Арт группа "Фризия" 02.02.2011 в 00:00

    [...] Опубликовал статью-исследование изучающую критерии движения к самопознанию  на сайте моих друзей [...]

  • Alex 02.02.2011 в 19:26

    Как уже было сказано в статье, мы живем в эпоху рыночных отношений и духовность сейчас тоже активно продают. Плати деньги и тебе дадут инструкцию по духовному развитию, но в конце концов, в кокой-то сложный момент жизни ты понимаешь, что купленная тобою духовность не спасает и не может дать совет, тогда ты бежишь к психоанилитику или еще к кому -то…Поиск духовности это процесс поиска гармонии с собой, с окружающим тебя миром и быть он должен индивидуальным. Это не легко, но достигнув гармонии однажды, ты не утратишь ее и впредь

  • Разумовская Ю. Ф. 29.09.2014 в 23:17

    Свидетельство о сверхъестественном исцелении от онкологического заболевания благодаря Вере в Единородного Сына Божьего, Господа Иисуса Христа! Во время молитвы за маму, у которой обнаружили раковую опухоль в желудке, мне был дан ответ духовными словами: «Опасность миновала», о чем ей рассказала, и она поверила всем сердцем и всем разумом во Всемогущество и Милосердие Божье, что для Того, Кто Сотворил весь мир только для блага, нет ничего невозможного, покаялась во всех грехах и молилась. Все медосмотры показали отсутствие у нее раковых клеток.
    Ответы на молитвы, исцеления от неизлечимых болезней и другие чудеса происходят с теми, кто имеет истинную Веру во все, что написано в Евангелии, а так же — в вечную жизнь после выхода души из тела, что подтверждается опытами врачей — реаниматоров, кто любит всем сердцем и всем разумением Господа Иисуса Христа, кто искренне кается во всех грехах, совершенных: делами, словами, помышлениями, желаниями и чувствами, абсолютно всем все прощает и принимает добровольное решение посвятить свою жизнь распространению Христианского Вероучения, помогая другим людям в их нуждах.

    Дорогие братья и сестры, осознавая всевозможные страдания, которым подвержены все люди во время существования в смертных телах, мы можем объединиться во всеобщей молитве к Господу Иисусу Христу, Господу и Спасителю всего мира, с прошением всех помиловать и, как можно скорее, восхитить всех людей вместе живыми с помощью Ангелов в Божье Небесное Царство, где будет идеальная вечная жизнь в бессмертных телах, Который ожидает, когда все люди попросят Его вернуться, изъявив свое свободное произволение, совпадающее с Волей нашего самого доброго и родного Небесного Отца, сострадающего нам и стремящегося осчастливить в Своих Духовных нежных Объятьях все человечество, покинувшее своего Создателя вслед за падшими ангелами, ставшими из-за этого извращенными и злыми: дьяволом и демонами, которые провоцируют всех людей нарушать Божьи Заповеди и вводят в заблуждение даже пророков, не умеющих различать духов: добра от зла, диктуя им неправильные и недобрые слова, выдавая себя за богов, чтобы наказывать за это мучениями, смертью и в аду, после освобождения души из тела, но куда сами себя обрекли, нарушив свой же жестокий закон правосудия: «Око за око, зуб за зуб…», распяв руками злодеев безгрешного Святого Единородного Сына Божьего, Господа Иисуса Христа, Который добровольно отдал Свою Жизнь в Жертву вместо всех нас грешников, воскрес и вознесся на Небеса, для спасения всего мира воплотившегося в Человеческом Теле в Утробе Вечной Девы Марии, Своей Пресвятой Матери, Сверхъестественным образом, Господом Святым Духом, Животворящим, Исходящим от Единого Сущего, Всемогущего, Вездесущего, Всеведующего, Преблагого, Премудрого, Праведного, Святого, Премилостивого, Господа Бога, Творца и Вседержителя всего мира и всего, что Сотворено в мире видимого и невидимого, Небесного Отца. Необходимо молиться о трансформации врага дьявола и всех злых, неадекватных духов, снова в хороших и правильных Ангелов, так же, как об очищении всех людей от разных пороков и о вдохновении всех нас Святым Духом Истины и Любви во Имя Господа Иисуса Христа, Который показал наивысший Закон Милости, превозносящейся над судом.
    Это воззвание написано по вдохновению от Господа Бога, Святого Духа, Животворящего, призывающего всех пожалеть нашего Создателя, принимая участие в деле спасения и возвращения всего человечества к Нему на Небесную Родину, проповедуя Евангелие и это послание по всему миру, чтобы избежать всех катастроф, о которых мы предупреждены в Библии, имея разум и свободу выбора, и будем благословлены на земле и на Небесах!

  • Дмитрий 28.04.2016 в 21:29

    Здравствуйте, позволю комментарий, оне не так короток, но содержателен и может представить научный подход обсуждаемой темы. Имеется ввиду духовная наука.

    Предварительно ясная цитата: «Духовность — это ощущение внутренней связи человека с другими людьми, со всем окружающим миром как с частичками и проявлением Бога. » /Александр Усанин/

    Утверждения ниже целиком основаны на утверждениях священных писаний к которым следует обратится когда мы касаемся предмета выходящего за рамки материальных концепций. Итак. Основной критерий духовности: деятельная связь человека с Богом. Духовная деятельность и есть основной критерий духовности. Нужно разобраться в этом, какая деятельность духовна, а какая материальна. Духовность означает наличие сознательной связи души с Богом. Или по другому — сознание Бога и деятельность в этом сознании. Но эта духовность проявлена в разной степени в разных телах и в первую очередь тогда когда душа помещена в человеческое тело. Люди могут опуститься как до уровня животного сознания, чисто материальной деятельности, т.е. утратить духовность так и подняться до уровня святости — духовной деятельности.

    Когда человек начинает заниматься духовной деятельностью в нём постепенно начинают проявляться духовные качества. Или по другому — качества души. В Бхагават-гите перечисленны 26 качеств святой личности: http://www.vedabase.com/ru/bg/16/1-3 Это вполне наблюдаемые критерий духовности. В своей статье вы упомянули лишь некоторые из них. Вы упоминаете о таком качестве как самоудовлетворенность. На санскрите те кто обрели её называются атмарамы. И вот что о них поясняется в Шримад Бхагаватам:

    ШБ 1.7.10 — «Все различные атмарамы [те, кто черпает наслаждение в атме, духовном «я»], особенно те из них, кто утвердился на пути самоосознания, желают нести беспримесное преданное служение Личности Бога, несмотря на то, что уже освободились от всех материальных пут. Это означает, что Господь обладает трансцендентными качествами и поэтому привлекает всех, в том числе и освобожденные души»

    На самом деле абсолютно все живые существа духовны с точки зрения духовной природы живого существа, его как личности или души. В трансцендентной книге «Бхагават-Гита как она есть» объясняется: «Знание, позволяющее человеку, несмотря на многообразие видов и форм живых существ, видеть их единую духовную природу, следует считать знанием в гуне благости.»

    Но если душа, находясь в том или ином теле утратила духовную деятельность в сознании Бога, то она становится обусловленной. Это подобно тому как человек утратив материальную деятельность попросту засыпает. Глубина это сна или забвения своей духовной природы, духовной деятельности различна в разных телах: от тел растений до животных и человеческой формы жизни.

    Бхагават-гита ясно поясняет природу души. Живое существо(т.е. душа) помещено в материальное тело, которое словно машина созданная материальной природой.
    «Знай же: то, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу» /БГ 2.17 http://www.vedabase.com/ru/bg/2/17 Также говорится, что кроме бессмертия, душа обладает еще двумя аспектами: полным знанием и вечно блаженна. Поэтому нет вопроса о том кто духовен, а кто нет. Есть вопрос о том в какой степени проявлено сознание Бога и соответствующая ему деятельность.

    Да, человек должен разобраться в этих вопросах. Потому что в них кроется секрет цели и смысла жизни. Чтобы не спекулировать, следует взять такой источник знания, который авторитетен и содержит предельно ясные ответы на три фундаментальных вопроса о духовности:
    1) Каковы отношения элементов этого мира. (Кто я? Что за мир меня окружает? Кто является источником этого мира или Абсолютной Истиной? Каковы мои отношения с тем кто сотворил этот мир, и с самим этим миром?)
    2) Какова духовная практика.
    3) Какова цель жизни или духовной практики.

    Бг 2.66 — Тот, кто не установил связь со Всевышним [в сознании Кришны], не способен одухотворить свой разум и сосредоточить ум. Такой человек не знает умиротворения, а без умиротворения разве можно быть счастливым?

    Бг 13.23 — Есть в этом теле и другой, трансцендентный, наслаждающийся. Это Господь, верховный владыка, который наблюдает за живым существом и санкционирует все его действия и которого называют Сверхдушой.

    Бг 10.7 — Тот, кто действительно постиг Мое величие и мистическое могущество, посвящает всего себя чистому преданному служению; в этом нет и не может быть никаких сомнений.

    • Ирина Ерошина 25.05.2016 в 14:44

      Благодарю за содержательный комментарий! Согласна, что духовность, в первую очередь подразумевает связь с Богом (и душой). Ничего не имею против Бхагавад-гиты, но не стала бы называть её научным источником — скорее хорошим священным писанием, достойным изучения. Личные рассуждения, основанные на слушании своей души и размышлениях — тоже вариант духовной деятельности, иногда более глубокой чем чтение). Я уверена, что духовная деятельность может происходить непрерывно, во время любых «мирских» материальных дел. А мантры и молитвы, например, если они не подкрепляются регулярно реальными делами, часто бывают потерей времени, а иногда даже мешают слышать душу.

Добавить комментарий

Будем рады вашим мыслям и опыту!
Оставьте свой комментарий или несколько:

Имя (обязательно)


Рубрики